- Никита Пустосвят
- расколоучитель XVII в., был священником в Суздале, участвовал при патриархе Иосифе в исправлении и печатании церковных книг, вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. Напечатанные им книги, полные ошибок, подверглись при Никоне исправлению. В 1659 г. Н. прибыл в Москву и подал жалобу и донос на своего архиеписк. Стефана, обвиняя его в уклонении от православия. Этот донос рисует ненависть Н. к новопечатным книгам. Стефан был оправдан, отрешил Η. от места и велел дьяку прочесть грамоту об этом публично. Н. разорвал грамоту, избил дьяка, проклял Стефана и скоро послал донос на Стефана государю с подробнейшей росписью преступления его. На этот раз свидетели подтвердили многие показания Н., и сам Стефан, вызванный на собор 1660 г. в Москву, сознался во многом и был переведен из Суздаля в Москву; но кары, наложенной Стефаном на Н., собор не отменил. На увещания собора Н. в бранных словах уличал архиереев в невежестве. Тогда решено было отлучить его от церкви и заключить в темницу Угрешского Николаевского мон. Н. в челобитных к государю и собору просил о прощении и в 1667 г., по приказу царя, был освобожден и привезен в Москву, без возвращения сана. С тех пор до 1682 г. о нем ничего не известно. В 1682 г. раскольники задумали при поддержке стрельцов восстановить "старое благочестие" на Руси, и главным агитатором кн. Хованский назначил Н. Он добился назначения церковного диспута, в присутствии царя, в Грановитой Палате. Диспут произошел 5 июля и был веден раскольниками с большим жаром; однако не пришли ни к какому результату. На следующее утро царевна София приказала схватить раскольников; Н. был казнен на Лобном месте, а его сотоварищи разосланы по монастырям. Многие из них вскоре бежали и продолжали распространять раскол. Есть предание, что раскольники сейчас же после казни собрали останки Н. и похоронили их в Гжатске, Смоленской губ.; там до сих пор показывают его могилу с простым деревянным крестом. Старообрядцы считали Н. "столпом правоверия", православные иерархи грубым, вредным и невежественным (Пустосвят) расколоучителем. Настоящее имя и фамилия его Н. Константинович Добрынин.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.